Постоянные читатели

суббота, 10 февраля 2018 г.

Из Харькова в Рим или 10 стран за 21 день


Автопробег Харьков - Рим с палаткой

1. Идея


  После поездки в Турцию мы влюбились в автотуризм. 

Летний отпуск начали планировать в ноябре. Для этого принято решение обновить автомобиль, т.к. "рыжей" Кимо было уже 8 лет и 100 000 км. Начались серьезные и не очень неполадки то тут то там. Мы обновили автомобиль - С одной Кимо на другую. Теперь синюю. Оборудованную газовой установкой. Первое путешествие на ней было в Черновцы.

Несмотря на то, что "синяя" Кимо имеет придирчивый характер и пришлось в нее вкладываться, было принято решение путешествовать на ней через пол-Европы.

 Маршрут был принят следующий: Харьков - Киев - Мукачево - Будапешт - южная Австрия - Словения - Венеция - Сан-Марино- Рим - Флоренция - Хорватия - (Югославские страны, которые были заменены в итоге на Венгрию) - Ужгород - Киев - Харьков. 
Итого по плану около 8000 км. (Забегая наперед отмечу, что по факту получилось 6618 км из-за изменения пути)

Украина.

По сложившейся традиции, выезжаем из Харькова сразу после работы, в пятницу вечером. Машина полная вещей простояла весь день на жаре и выезжать из душного города было тяжеловато. Подготовки автомобиля особой не было - проверили давление в шинах, бензин и газ, поменяли масло и все фильтры - и вперед. 
Ночевали уже под Киевом у друзей. 
Утром разбудили друзей ранними сборами (ведь адреналин в такие дни зашкаливает и сна почти нет). В 8 утра мы уже были на другом конце Киева и продали по пути бабушкин кактус на 30 евро. Приятное начало путешествия. А впереди еще 800 км сегодня.

Дорога Киев-Житомир пожалуй лучшая в Украине. Единственная  проблема - это траффик. Во первых, очень много грузовиков, во вторых поток в левом ряду идет больше 120 км/ч, что создает неудобства. Тем не менее, трасса качественная, разметка, развязки, даже освещение есть местами. Все это хорошо, пока не въезжаешь в Житомир. Житомир надо объезжать по окружной. Мы поехали через город, чтоб заехать на проверенную заправку. Но проспект Независимости в плохом состоянии, местами нет разметки и много "терок".
Обедать остановились на границе ровенской и львовской областей, в лесу, чуть не доезжая Бродов. Очень красивое место. Прекрасно подходит для отдыха. А еще там были чудные щенки.
После Житомира трасса снова становится хорошей, аж до Львова. Хоть и уже после г.Ровно. 
От Львова до Мукачево часть дороги горная, но в целом очень приличная. Плохой кусок начинается после знака города "Мукачево". 
Остановились за Мукачево в с.Лалово (отель "Золоті ворота"). Хорошая гостиница на свои деньги. Вкусное пиво и добрый персонал. Недалеко заправка БРСМ, крайняя на нашей территории. Там заправились "по-полной". 
Там же мы узнали во сколько лучше ехать на границу. Пересменка весьма не удобна - у украинцев с 7 до 8, а у венгров с 8 до 9. Из-за этого простояли на границе больше 2 часов, благо в очереди были вначале и нас пропустили наши сограждане из Мариуполя впереди себя. 


Венгрия

Границу переходили в пункте Берегове-Берегшураны. Практически сразу, через 20-25 км после границы начинается хайвей. Он платный (надо покупать онлайн-виньетку), но сильно ускоряет передвижение. Через пару часов мы уже подъезжали к Будапешту. 

Столица Венгрии оставила неоднозначное впечатление. С одной стороны, прекрасная архитектура и центр города, красивая набережная и парк. С другой стороны - высокая преступность (о которой предупреждают в отеле, нам даже пришлось парковаться на улице под камерой полиции), велосипеды прикованы огромными цепями, на улицах окраин странноватые люди. 

Забавная достопримечательность - пьяный велосипед. Бочка (не знаю каких напитков) с колесами и педалями. Человек 8-12 крутят педали, куда-то едут и бухают. Орут песни.
С другой стороны, в городе много велодорожек, хорошие развязки, широкие улицы. Мосты через Дунай не особо загружены.
Центральный автомобильный мост между Будой и Пештом

Пытались найти местную кухню, побродили по центу, местных интересных заведений не нашли. Зато нашли классный вкусный турецкий ресторанчик. Цены на отели высоки. Номер без удобств не в самом лучшем месте нам стоил 25 евро. Питание более/менее. Цены в супермаркетах приемлемы, продукты качественные и стоят не дорого.
Где-то на полпути между Будапештом и украинской границей есть крутейший сток (прямо в поле, много брендовых магазинов в одном мегамолле). Рекомендую заезжать. Купили 3 пары обуви Экко по цене одной.




Синагога

Паровой фонтан

Метро Будапешта

Очень удачная штучка для хозяев собак

В целом у меня от Будапешта осталось плохое впечатление. Я бы туда больше не поехал. Оле город понравился. 

Утром поехали дальше. Решили заехать еще на одну достопримечательность - озеро Балатон. Очень разрекламированное место, венгры там отдыхают, т.к. моря у них нет. Справа на фото видно как мне "нравится" эта гадкая мутная вода. Мы заезжали на это озеро в нескольких местах. И везде картина очень унылая - грязь, мелководье, трава... 
Туда ехать категорически не рекомендую, разве что на рыбалку.
Следующая по курсу - Словения. И т.к. мы уже были в зоне Шенгена, никаких задержек на остальных границах в Европе не было.

Ниже - фото венгерско-словенской границы. Единственные пограничники - пчелы.


Словения и Австрия. 


Объединяю, потому что между этими странами почти нет разницы. По Словении в первый день мы ехали около 100 км, по Австрии - около 300. Первая по-настоящему европейская страна. Очень велика разница с Венгрией. По-сути, Венгрия - копия Украины. Такие же дома, тот же менталитет, похожие люди. Да, может быть чуть богаче. Но отличие не больше чем между Полтавской областью и Киевской. 
Словения в корне отличается. Буквально прямо от границы. Идеальные дороги засажены идеально постриженными кустарниками, рядом - идеальные домики и поля... Это настоящая красота. 
Дороги узенькие, но за счет того, что они идеального качества и машин почти нет - никаких пробок. Движение ограничено (50 км/ч в городе и 90 за городом), все соблюдают скорость очень жестко. Виньетки дорогие (около 30 евро/месяц, 15 евро минималка на неделю), покупать их не стали. По бесплатным дорогам ехать очень хорошо и их вполне достаточно для комфортного передвижения по стране. Что в Австрии, что в Словении водители весьма культурны. Единственное - мотоциклисты. Они носятся по горам (мы переезжали Альпы туда и обратно) очень быстро. Горы безумно красивые. Наверное, самая красивая дорога на моей памяти. Единственная проблема - все клочки земли или чьи-то или застроены, остановиться где-то с палаткой или просто на пикник сложно. Нам показали одно место - между Словенией и Австрией на горном кряже - так нам пришлось заезжать на чей-то приусадебный участок. Но люди очень добродушные, разрешили пофотографироваться, познакомились. Удивились что мы так далеко заехали.
Конечно, Австрия - наверное самая дорогая страна на нашем пути.
Продукты стоят космических денег, бензин тоже. Газа на заправках не видели (видимо, им не надо). Поэтому в Австрии все затраты составили 5 евро - на 2 чашечки кофе в забавной кафешке (где австрияки пили пиво в середине рабочего дня).
Обедали венгерскими продуктами (которые значительно дешевле местных).
Парковались в небольшом городке Бад-Радкерсбург, возле местного банка "Райффайзен банк". Пытались выяснить платная парковка или нет - никто толком по английски не говорил, а по немецки мы знали не много. И "ХендеХох" вряд ли привел бы к нужному результату.
Воду - помыть руки и овощи - набирали в местном гидранте, которым поливают клумбы. Местные забавно косились и улыбались, но никто плохого слова не сказал.
Архитектура городков, их ухоженность, горы, красивые подтянутые местные жители - все вызывает белую зависть :)
Горные озера и черные сосновые леса - это прекрасные места для отдыха, в следующий раз будем ехать с остановками.
Пол-Венгрии, пол-Словении и Австрию проскочили за день. Очень долго ехали последний кусочек в 30 км на границе Австрия-Словения в районе Ferlach-Podljubelj. Там очень тяжелый как спуск, так и подъем. Машина ругалась: кипела от постоянного подъема, тормоза горели от частого торможения, поворот на повороте на 1-2 передаче. Этот отрезок ехали около 1.5 часов. Из-за тяжести вождения даже не успевали смотреть все красоты вокруг. А там правда есть что посмотреть! Водопады, горы и лес, дорога - идеальное место для фото.
Дорога в очень хорошем состоянии, отбойники, разметка есть. Хотя, турецкие дороги мне показались местами лучше. Но может это субъективно.
На отдых останавливались возле прекрасных горных озер. Пожалуй, это даже лучше моря. Вода идеальна, пляж приятный, правда ехать стоит только в жару, т.к. прогреваются горные озера долго. Кемпинги возле озер как правило есть и не дорогие, но там мало цивилизации. Может не быть электричества и воды. Природа.



В австрийских деревушках к нам подходили люди и спрашивали откуда мы - видели незнакомые номера и неведомую марку авто. Очень удивлялись что мы из Украины, спрашивали сколько дней в дороге и как вообще там :) Забавно , насколько отличаются люди. У нас к иностранцам не подходят - слишком велики культурные отличия, знание языков пока страдает. А вот австрияки очень интересовались нами и радушно рассказывали о своих местах :) 
На улицах чисто, много бесплатных общественных туалетов, цивилизация.
Меня очень удивлял вопрос - где работают эти люди, живущие в прекрасной горной местности вдали от городов (и даже городков). Чем они занимаются, откуда деньги? нормальная ситуация, когда вот таки красивые домики стоят за 50 км до ближайшего городка. Но жителей не видно, вероятно ездят куда-то.  Да и приусадебных участочков с огурцами и картошкой нет. 

В Словению из Австрии въезжали через Loibltubbel - во-первых он бесплатный и достаточно удобный, никакого приграничного контроля на выезд нет. на въезд - машины досматривают, видимо ищут негров-нелегалов.  
Тоннель заканчивается на вершине перевала. Там нас накрыло облаком. очень красивое зрелище. Спуск тяжелый первые пару километров, постепенно выводит на равнину.
Чувствуется, что Словения 1200 лет была немецкой колонией. От Австрии отличий почти нет.

Уже к концу дня мы доехали в наше место поселения на ближайшие две ночи - отличный 5-тизвездочный кемпинг Camping Šobec недалеко от озера Блед. Этот кемпинг не зря носит 5 звезд. Все по высшему разряду. Есть ресторан, кафе, бассейн, несколько замечательных душевых, туалеты прекрасны и их много. Несмотря на то что кемпинг огромный - наверное на 500-700 мест, душевых и разных служб хватает с головой. Также нам дали возможность зарядки (бесплатно), несмотря на то, что мы отказались от электричества. 
Вокруг кемпинга протекает горная река Сава. А места можно выбрать себе по предпочтению - или у реки, или в лесистой части или на травке поближе к бассейну. Есть несколько домиков для тех, кто не любит жить в палатках. Но в них останавливаются или глубокие пенсионеры, или экскурсии. Основная часть жителей - кемперы, палатки, байкеры. Вечером очень тихо. Мягкий свет, природа, вид на горы... Крутейшее место. Да, в Италии есть аналогичные, но в 2-3 раза дороже.
Противопожарная безопасность. В баклажках - запас бензина.
Местный ресторан сравнительно дорог, готовили на примусе. Местные жители тоже в основном готовят в кемперах. А по утрам с рассвета многие занимаются спортом, бегом, йогой. Хотя утро в горах - это +10-+15 градусов. Видно, что многие живут в этом кемпинге неделями и месяцами. Да и мы бы очень хотели вернуться. Эти двое суток остались в памяти как очень светлый, приятный и положительный перерыв между большими пробегами. 
Цена кемпинга - около 25 евро в сутки за двоих + авто+палатка. И эта атмосфера стоит каждого цента.
Из кемпинга сравнительно легко дойти пешком до городка Блед с одноименным озером и прекрасным замком на горе. 

Замок (платная часть) маленькая и стандартная. Бесплатная часть (если обойти замок с обратной стороны) - прекрасна. там нет толп туристов, т.к. они идут только по основной дорожке. Есть классная площадка для отдыха со столиками, есть выход на соседние скалы и чудесные фотопейзажи.


На Блед (озеро + замок) у нас ушел целый день. Идти от кемпинга примерно 1 час. Летом по сильной жаре идти не рекомендую, по дороге почти нет тени - все кустики пострижены низко, заборов или высоких деревьев нет. Деревеньки вокруг очень аккуратные.

В горах температура сильно меняется в течении дня. Ночью может падать и быть около +10, а днем - до +30. 
Сам городок Блед - довольно стандартный австрийско-словенский город. Расположен на нескольких холмах, красивый, но маленький и в общем то смотреть кроме озера и парка с замком там нечего. В этот парк съезжаются свадьбы (Любляна не далеко, 40 км) пофоткаться. В нем есть два минуса - очень много туристов, и, естественно, высокие цена на все.

Очень понравились знаки для владельцев животных (на фото).

На улицах так чисто, что можно ходить босиком. Кусты пострижены как кубы, квадраты, шары. Забавная геометрия.
Магазинчики работают всю неделю. Люди трудолюбивы, хоть и из-за наплыва туристов не очень приветливы. А может просто местных жителей мало и мы видели в основном туристов или дачников.
Пляжи на озере Блед платные. Дорогие (порядка 8 евро с человека). Говорят, если пройти дальше от замка то есть бесплатные пляжи, но мы не нашли (да и сильно не искали). Озеро очень большое. Вода чистая и прозрачная, но не такая идеальная, как в озерах дальше от цивилизации. Да и берега - земля и песок - не дают воде быть идеальной. Поэтому на озеро Блед лучше смотреть с высоты Бледского замка.

Насладившись душем и горным воздухом утром мы собирались в основную целевую страну нашего путешествия - в Италию. До границы Италии было всего около 100 км.
Наш путь лежал в Венецию. Ехать через Любляну не хотелось, хотелось побольше побыть в горах. Мы поехали через переход Robic - Stupizza, благо дорога там не очень крутая, бесплатная и хорошая. В Словении заправились бензином (он дешевле чем в Италии почти в 2 раза), газовых заправок по пути не было (да и я прочитал, что в Италии газ дешевле). К 11 утра мы были на границе. 

Италия


Граница между Словенией и Италией - не только на указателях, но и в головах людей. Пограничные знаки и строения со стороны Словении - чистые и ремонтированные. Со стороны Италии - в плачевном состоянии. Сразу напомнило о доме. На границе постов нет, въезд свободный. Дорога от границы новая и широкая, 4-6 полос, но серая и не освещенная. Рядом проходит заброшенная старая дорога, видимо итальянцы лет 10 назад построили это новое шоссе.
В Венеции, точнее в Marghera, нас ждал номер в бунгало в кемпинге (нам повезло забронировать его еще зимой по очень низкой цене). Но до него надо было еще доехать - весь путь около 300 км. В целом он прошел нормально, за одним исключением: последние 100 км перед Marghera проходят по Запорожской области. Полное впечатление именно такое. Природа, поведение водителей, загруженность междугородной трассы. Да и сама узкая трасса далеко не свежего асфальта. Конечно, мы ехали по бесплатной дороге, поэтому если есть возможность, от городка  Portogruaro  лучше, наверное, ехать по платному шоссе.

Как я искал газовую заправку - и это целая история.

Заезжали в Италию практически без газа, на бензине, т.к. ни в Словении ни в Австрии газовых заправок не встретили. Точнее, видел одну в Австрии на юго-востоке, но проскочили, возвращаться не хотелось. Цены были около 52 евроцентов. 
В Италии, по отзывам, цены должны быть ниже соседних стран, т.к. газ в Италии популярен. Оборудования и заправок много. А бензин стоит ОЧЕНЬ дорого (до 1.52 евро/литр). В итоге, заезжая в Италию на каждой заправке выискивали газ. Газ есть на каждой второй заправке НО! Не пытайтесь заправиться им в воскресенье. Как и все в Италии - в воскресенье все закрыто. Заправки работают в режиме SelfService. Это значит, что вставляешь сам пистолет в бак, платишь карточкой и заправляешься. Но так можно только бензином. Газовые колонки не работают. А на заправках нет никого. Даже туалетом воспользоваться нельзя, поэтому в кусты вокруг заправок лучше не заглядывать. Мы заехали на несколько заправок, но везде ситуация одна и та же - Domenica chiuso. И лишь когда мы выехали на скоростное шоссе перед самой Венецией мы увидели радостную рекламную табличку Domenica aperta. Вот только цена на этой заправке на 25% выше чем везде (63 цента против 40-45).

Под вечер мы заехали в Венецию. Marghera оказалась промышленным городком с кучей дорог и автомобилей. На въезде в кемпинг нас блестящей улыбкой встречал негр.
Кемпинг приятно удивил. Отличные домики, прекрасные бассейны. Шатл в Венецию удобный и не дорогой (5 евро, стоимость обычного транспорта 2 евро).

В кемпинге был водоворот туристов со всех стран. Были даже какие-то россиянки, которые доставали меня "мы ничего не знаем по-английски, сюда доехали, дальше как попасть в Венецию?".

Весь вечер отдыхали у бассейна и ели. На раннее утро заказали шатл. И рано пошли спать. Утром планировалась Венеция!

Венеция

Утром позавтракав и потратив 20-30 минут на дорогу мы были в островной части Венеции. 
Она встретила нас толпой туристов, местных жителей, спешащих на работу, морем транспорта на парковках и грязью вокруг.
На фото - жвачки, приклееные ко всему забору.
Море очень грязное, никто не купается. Видимо еще и мелкое. Корабли тоже не подходят близко. По каналам носятся моторные лодки и гондолы. Даже скорая помощь - моторка. За этот мост колесный транспорт не идет...
Очень сильно отличаются туристы, глазеющие по сторонам, и уставшие от туристов и шума местные жители... Это тоже видно по фото выражения лиц людей в деловых костюмах.
Ниже просто оставлю фото, передающее атмосферу городка:




 



Одна из самых узких улочек города (слева на фото). Улицы слева и справа ведут в разные места. 
На островах из-за плотной застройки плохо работает GPS. Идти по карте не просто. 

Местные жители - очень разные. Как зажиточные отельеры, так и бедные эмигранты. Жить в этом аду вряд ли кто-то захочет добровольно. Ведь тебе будут ежедневно в окно заглядывать тысячи людей.




Устав от потока туристов разных рас и цветов мы пошли в глубь острова. Там, где проводится биеннале. Там, где туристов почти нет. Парк, где проходит Биеннале .

В воде видно кучи водорослей. 
Парк тихий, играют местные дети, в конце парка - университет (закрытая территория).
Но нет общественных туалетов, надо иметь это ввиду при планировании путешествия.



Мега-чайка нагадила мне на футболку. Заменить было нечем и пришлось ходить с отметкой. Говорят, к деньгам, но даже евро не нашли).
В Венеции нет ни мусорных баков, ни, как говорил выше, туалетов. Поэтому мусор валяется прямо на улицах, лишнюю траву не убирают, в маленьких переулках надо внимательно смотреть, чтоб не вступить... запахи соответствующие. Мусор вывозят вручную на тачках.


Очень забавно выглядят люди в гондолах. Они очень стараются сделать довольные лица, т.к. заплатили за поездку около 100 евро. Но на деле - им там жарко и воняет. А еще на них все пялятся и фоткают. Гондольеры вместо песен говорят по телефону или переговариваются между собой. 
Рядом с гондолами плавают такие же плавсредства, но только в 50-100 раз дешевле - трагетты. Если очень хочется, можно поплавать на них и ощутить всю прелесть гребного судна. Разница - только в двух гондольерах и отсутствии украшений на лодке. А еще в том, что маршрут короче и тебя не фоткают.

Смешно, как в Венеции делают ремонт зданий. Его или не делают вовсе, или окрашивают только наружную часть фасада. 

Итого. Город стоит посетить, чтоб понимать, что это такое. Но не следует ожидать чего-то грандиозного и тратить на него больше чем 1 день. Еду и напитки лучше брать с собой. На островах все в 3-5 раз дороже.



Рубикон пройден.


Еще раз переночевав в удобном кемпинге, с утра пораньше мы поехали дальше. После 
Венеции очень хотелось на море. Тем более, что вроде бы море было рядом. Одно из самых популярных направлений русскоговорящего люда в Италию - окрестности местечка Римини. Оно было нам по пути, да и по карте все восточное побережье - вроде бы сплошные пляжи. Что это за море и что это за пляжи мы поняли через 100-150 км от Венеции, когда раз за разом подъезжали на берег и осматривались с целью покупаться, а может и переночевать. 

Побережье оказалось кошмарным. Грязно, очень грязно. Платные парковки или закрытые въезды. Море - мелкое и жутко мутное. Такое впечатление, что всю муть и грязь со всей Адриатики сносит сюда, на северо-запад моря. 

На фото видно, как "хочется" купаться там. Такое состояние воды практически по всему побережью. Мы перебрали с десяток разных мест, городков, кемпингов и пляжей. Итог один - отдыхать в этой части с точки зрения моря - просто кошмарно. В море глубже колен так и на зашли.

Но ночевать где-то надо было, т.к. до Рима было еще далеко, а по-пути хотелось заехать в Сан-Марино. И в конце концов мы выбрали (по цене, приветливости персонала и месту) кемпинг под названием Village Camping delle Rose (ну или просто "у Тети Розы"). Кемпинг ухоженный, с классным бассейном (в котором провели несколько часов), с приветливым персоналом на реcепшене и украинским парнем из-под Винницы, который работает там завхозом. Парень бесплатно подключил нам электричество и вообще всячески помогал. Цена - 21 евро на двоих в сезон.

Рядом стояли голландцы, немцы, а напротив были несколько домиков, который занимал социальный лагерь для итальяшек-психов. Психи были очень тихими, улыбчивыми, по-детски наивными и веселыми. 

Мы прошлись по близлежащему городку, отдыхали там практически одни пенсионеры. Городок - стандартный курортный, смотреть не на что. Попали на рынок с домашними сырами, вонь от которых распространялась на полкилометра. 

Еще на рецепции мы расспрашивали о достопримечательностях и о том, что же можно посмотреть тут. На рецепции нам ничем помочь не смогли, т.к. вроде бы ничего интересного в округе не было. И вот уже после ужина открыв карту я прочел название речки, которая протекала за забором кемпинга - Рубикон
Мы перешли Рубикон несколько раз. Еще одно мега-историческое место, о котором мало кто упоминает. На мосту есть бюст Юлию Цезарю. На его фоне фоткались поляки, а живущие рядом с нами голландцы и немцы вообще не знали этот фразеологизм и что они живут в таком месте...

А это как относятся к русским другие славяне.

Вдоволь наплескавшись в бассейне и хорошо выспавшись мы поехали дальше. Сан-Марино и Рим сегодня ждут нас!

Сан-Марино.

Небольшое, но все же отдельное государство. В нем все как в Италии, но немножко лучше. Чуть лучше дороги, чуть больше (и лучше) машины, чуть выше цены, чуть поухоженнее улицы. На фото справа практически видно всю страну - горный массив. 

Отдельная тема - парковка в Сан-Марино. Во-первых, если приехать после 10 утра они в основном могут быть заняты. Мы приехали рано и припарковались на одной из самых высоких, так, чтоб идти было рядом. Это дало нам преимущество - мы обошли всю страну ровно за 1 час (минимальное время парковки). Цена часа парковки - чуть меньше 5 евро. Люди, который приезжали через час, искали парковки гораздо ниже и потом поднимались пешком. 

По расстоянию пробег от Римини до Рима вроде бы не большой, но реально гугл определяет время пути правильно (если ехать через Сан-Марино), почти 6 часов. Много горных дорог, но на самом деле горы не большие и их особо не заметно. Просто скорость движения не высока. 

Сам-Марино красивая страна. Архитектура, виды с верхних башен на замок в целом, виды на Италию. Но есть и минусы. Конечно, во-первых, это огромное количество туристов даже утром, и во-вторых, огромное количество русских магазинов с мехами, шубами и кожей. Такое впечатление, что это центр шубной промышленности Европы. Очень много продавцов-Вань и Мань. Естественно, хамство :) 

Итог: если путешествуете на автомобиле по Италии, Сан-Марино - место, которое стоит посетить. Может быть даже поесть там можно, виды того стоят. Но надо быть готовым к впариванью шубы и "оригинальных сувениров".






Дорога из Сан-Марино до Рима особо ничем не примечательна, проходит по промышленным городам. Но в этих городках можно поесть настоящей итальянской кухни, а не того, что для туристов. 

РИМ.



В Риме нас ждал кемпинг Camping Village Roma. Кемпинг интересный - очень большой, по территории кемпинга ездит электрокар (бесплатно развозит жителей). Есть бассейн, но в бассейн можно только в шапочке. У нас шапочек не было и нас не пустили.  В туалетах играет классическая музыка, есть фонтан,  естественно есть большие душевые. Много тени. Для такой большой площади людей не очень много даже в сезон. 
В кемпинге есть туристический пункт, в котором очень подробно рассказывают об общественном транспорте, правилах и ценах Рима. В основном люди стоят в кемперах или живут в домиках. Но цены космос. Палатка + 2 человека - около 50 евро в сутки. Стоять в палатке не очень удобно - земля полна камней и спать жестко. До центра Рима ходит электричка и автобусы. Электричкой удобнее - билеты купить можно прямо в тур.киоске в кемпинге. Билеты есть двух типов - на время (12 часов) и разовые. Разовый стоит 2.5 евро на человека (итого мы взяли 4 билета - 10 евро). Билет по времени стоил бы в 2-3 раза дороже (точно не помню), но он позволял перемещаться и внутри города. Мы же по центру Рима ходили, о чем не пожалели - т.к. все достопримечательности расположены так, что пешком можно идти по большому кругу и осмотреть все основные места.

Электричка идет через промзоны и жилые районы, одинаковые во всем мегаполисах. Сама по себе электричка не очень, старая и покрытая граффити, станции грязные в экскрементах. Везде развешены предупреждения о карманниках, это не Турция, где транспорт новый и все носят ценности в карманах и не парятся.

Выезжали мы ранним утром. Электричка идет минут 40, и в 9.00 мы были уже в центре. Центр нас встретил большим количеством полицейских и военных. Непонятно, то ли что-то ожидали, то ли там постоянно так - в туристических центрах высока угроза терроризма.

9 - 10 утра в Риме даже в будний день - раннее утро. Кафе и магазины в основном закрыты. А туристов уже много. Конечно, ближе к полудню их стало в 10 раз больше, но и утром в сезон в Риме очень людно.
Справа фото фонтана Треви утром - считайте что там сейчас никого нет. Днем туда просто не протолкнуться. Архитектура, колорит и дух города присутствует. Конечно, нет ощущения что ты в древнем Риме, но историчность мест зашкаливает.

Из фонтана Треви можно наловить себе монет. Мне посчастливилось выловить несколько евро, пятицентовую монету и американский четвертак. Пока полицейский не просек что я не кидаю монетки, а собираю :) зато память.





В городе очень мало деревьев и собак выгуливают прямо на улице. Чистота улиц не очень... Зашли в макдональдс... такой грязи я не видел нигде. Туалеты бесплатны, но их никто не убирает. А ведь всего 10 утра. Везде чувствуется, что это город для туристов.

Приятно поражает здание Мемориала. Там есть вечный огонь (видимо, единственный(!)) и бесплатный военный музей. 


В целом наш маршрут по Риму был таким:
станция Flaminio
Piazza del Popolo
Фонтан ди Треви
МакДональдс
Мемориал Витториано
Колизей
Триумфальные арки
Цирк Maximus
уста правды (которые на самом деле крышка от канализации)
по набережной Тибра от dei Pierleon до моста Via Acciaioli
Ватикан
Замок Святого Ангела
По мосту Святого ангела обратно в Рим
Piazza Navona
Супермаркет
Пантеон
по набережной Тибра до Piazza del Popolo
Парк Quartiere 3 Pinciano
станция Flaminio
Всего около 20-25 км. 

Что впечатлило: все, чему более 1000 лет. Даже в Ватикане центральная египетская колонна восхищает больше статуй и фонтанов рядом. Крутая была цивилизация. Что расстроило: куча туристов, разбитые дороги, куча черных, предлагающие экскурсии или что-то купить. Очень впечатляют Колизей и Пантеон. 
А в Ватикане видели папский кортеж... 


а ведь это всего лишь древний канализационный люк

И ведь это прямо по центру Цирк Maximus.



Очень забавное отношение итальянцев к автомобилям. Почти все автомобили на улицах слегка повреждены. Их никто не чинит. Улицы настолько перегружены и так полны, что мелкие аварии очень часты. Но это даже не считают за аварии. В городе почти нет больших машин - нет паркетников, нет Хаммеров. Очень много людей в костюмах на мопедах. Парковаться в центре почти негде, поэтому мы передвигались пешком. 

Ватикан.

Ватикан впечатлил. И большим количеством людей и архитектурой и системами безопасности. Большие очереди на вход проходят довольно быстро, но блюстители нравственности не пускают девушек в шортах или открытых майках. Даже обувь иметь желательно закрытую. Оле пришлось ждать меня, пока я проходил в соборе святого Петра. Собор святого Петра конечно огромный и классный, престол Петра тоже крутой. Но как и везде все портят торговцы. В соборе возле выхода есть сувенирная лавка, и там много народу что-то выбирает. А на площади после выхода из собора встречают черные индусы которые предлагают холодную воду по цене 1 евро за 0.5 литра... 
Общее впечатление: посетить можно, интересно. Можно даже подгадать так, чтоб попасть на открытую мессу с Папой. 
Кстати, на территории площади хороший бесплатный туалет - что редкость для Италии. Хотя Ватикан, видимо, таки не Италия.





После Ватикана мы поели мороженное с обратной стороны Пантеона, посмотрели фонтаны, погуляли еще пару часов по Риму - по имению и парку Борджиа. И поехали в кемпинг отдыхать. Наши соседи по кемпингу покупали онлайн билеты во всякие музеи. И они как уехали утром, так не возвращались до поздней ночи.


В Риме у нас была еще одна цель. Это украинская церковь скраю города. 

Очень симпатичное место. Там можно услышать украинскую речь, увидеть наших паломников. Мне очень понравилось - там ничего не продают, очень убрано, людей мало. На территории храма действует церковный ВУЗ. 

Интересные памятники - Владимиру Великому, Шевченко в тоге, некоторые другие национальные герои. 





После церкви мы поехали на западное побережье Италии. Зачем? Очень хотелось на море. Мы были посреди морской страны, но до сих пор не покупались в море. Через час езды по красивейшей дороге, обсаженной огромными деревьями, мы приехали в приморский городок Civitavecchiа. 

В этом городке полно русскоязычных отдыхающих, но есть два классных места: форт Микилянджело (до сих пор действующий военный объект в порту) и красивый, но мелкий пляж. На пляже есть две особенности. Во-первых, они заполнены новым щебнем и камни еще не обтесаны водой, острые. Реально пораниться. 
Во-вторых, на пляже нет раздевалок. Когда-то были душевые и раздевалки, но душевые развалили и загадили, а раздевалки стали частными и закрываются на ключ владельцами. Народ не парится и идет либо не переодеваясь в отель/из отеля или переодевается на пляже, как мы :)
Город очень красив, но т.к. это ближайший к Риму курорт - он перегружен отдыхающими.




На пляже долго валяться не хотелось. Тому было две причины: первая - там было довольно скучно и море "не очень" (чистое, но мелкое и с плохим дном), вторая - нам за сегодня надо было проехать пол-страны (от Рима до озера Lago di Ledro, что за более известным озером Garda). Там мы договорились встретиться с друзьями. Альпы снова ждали нас, но впереди - 560 км пути. Наш путь лежал через Флоренцию и не далеко от Пизы. Но ни туда ни туда мы решили не заезжать - мы очень устали в Риме от толпы людей.
Поэтому поехали по скоростным трассам мимо городов. Флоренция запомнилась только неплохой пиццерией  и странными дорожными развязками. Итальянская пицца действительно очень крута. Используется необычное мясо, очень тонкое тесто. Однако поиск пропитания сопровождался забавной историей: мы искали ресторанчик в субботу. Зашли в один - вроде бы все ок, люди едят. Но не тут то было, из-за стола встал мужик и на итальянском рассказал нам, что они не работают, т.к. семья, владеющая рестораном, обедает и им не до нас. Пришлось идти дальше.




Платные трассы в Италии хороши, но весьма дороги. Цена за 500 км составила более 30 евро, причем после Вероны мы съехали с платной трассы. Дорога эта в горах северной Италии неописуемой красоты. Но очень узкая, двум легковым машинам разъехаться не просто. Дорога идет по селам, скорость ограничена, плюс горы. В итоге последние 100 км мы ехали больше 2х часов. В кемпинг приехали уже поздно вечером.

Все воскресенье посвятили купанию в озере и прогулкам вокруг. Обойти озеро заняло 2-3 часа по очень красивой местности.

Вода в озере - прозрачная до глубины 4-5 метров. Глубже не знаю, но думаю что тоже. Очень чистая. По озеру ходят парусные регаты, но есть и моторные лодки.

Детворе отдых там - прекрасный. Есть музей первобытного быта, классный пляж, закрытые безопасные территории.




В к вечеру на лагерь начали находить тучки. К нам в гости приходили утки. Мы все еще ожидали наших друзей, пока что укрепили палатку, т.к. думали, что знаем как стоять на ветру и под дождем. Как говориться, ничто не предвещало беды. Ночью круто купаться в холодной озерной воде. Интересно, что практически нет насекомых, в т.ч. комаров. Друзья поставили палатку рядом, шампанским стрельнули в воду... Все как надо ;)
И ночью начался дождь. Никогда не видел такого сильного дождя с градом. Град размером с куриное яйцо. Хорошо, что наши палатки были слабо натянуты. Да, мы промокли, но град не пробил. Рядом стояли немцы (видно на фото справа, серая палатка), у них крышу пробило на сквозь в нескольких местах. На машине остались вмятины по крыше и стойкам. Стекла целы, повезло. 
Но немцы они и есть немцы. Даже при ливне, при котором не видно дальше 2-3х метров и воде по щиколотку, они разбирая палатку, протирали полотенцем все стойки и вкладывали их в отдельные чехлы. Нас же хватило на то, чтоб скрутить палатку и все мокрые вещи в один большой узел и вкинуть в машину. Приняли душ (надо было отмыться от грязи) и как можно скорее уехали, т.к. оставаться под таким ливнем было просто рискованно. 




Ехать под ливнем по горам Италии то еще развлечение. Поэтому мы сразу после озера Гарды свернули на платную трассу на Милан и далее, к границе Хорватии. 

Хорватия

Путь в Хорватию лежит мимо красивого побережья Триеста (издали, останавливаться не стали, т.к. решили что Италии на нас хватит), далее - 60 километров Словении (где мы легко обменяли всю евро-мелочь, которая осталась после Италии на хорватские Куны. Получилось 90 кун, чего хватило (в дальнейшем) на два часа катания на байдарке. 
Дорога узкая, но бесплатная и очень хорошая, проходит через Kozina и Pasjak. Довольно много небольших населенных пунктов. И почти нет заправок. Поэтому заправлялись уже на территории Хорватии. 


Мы ехали в конкретное место по совету друзей - остров КРК, четырехзвездочный кемпинг  Bunchuluka за городом Башка. В кемпинге нам дали неплохое место, в 5-ти минутах от пляжа, рядом с двумя свободными питчами. Там мы смогли разложить вещи и просушиться. Палатка наша начала разваливаться от температуры или от чего-то еще. 


Наши соседи - немцы и австрийцы странно косились на нас, т.к. мы разложились как цыганский табор :) но через время они привыкли и даже начали предлагать помощь нам. На этом этапе помощь уже была не нужна :) 
Мы заранее закупились итальянским винишком в тетрапаке (цена литра вина в Италии - от 0.70 до 1.5 евро. Вино в бутылка - от 1 до 2.5 евро в супермаркете. А теперь можно сравнить сколько оно стоит у нас. Причем вино в тетрапаке - ОЧЕНЬ вкусное. 

Отдельно нужно сказать о месте. Пожалуй, это самое прекрасное морское место за все наше путешествие. Остров КРК и его крайняя точка с пешеходными маршрутами, с прекрасными пляжами, скрытыми маленькими бухточками, сосновым лесом, подходящим прямо к воде является одним из лучших мест для отдыха - как пляжного, так и для пешеходных маршрутов... Кемпинг является натуристским и там полное единение с природой. В кемпинге (из 200-300 мест) только одна была машина из Украины, да и там хозяев мы не видели. Других русско/украиноязычных людей мы не видели.  Люди в кемпинге в основном 40-50-тилетние. Но есть и молодые - на против нас стояли 3 девушки лет 20; так же есть и очень пожилые - рядом с нами семья немцев арендовала два участка с 1 мая по 30 сентября, и старшему поколению этой семьи было более 80 лет. Но это старшее поколение явно получало удовольствие от своего отдыха - не смотря на горы и нестандартность кемпинга.
Ниже - просто приведу несколько фото этого идеального места.

В этом месте мы прожили несколько дней и уезжать очень не хотелось. Было очень круто.






В кемпинге есть где погулять и есть возможности занятия спортом. Есть много оборудования для водных видов спорта: каяки, доски, Сапы. C учетом идеальной прозрачной воды и небольшого количества людей, плавать и отдыхать там одно удовольствие. 
Цена кемпинга - около 50 евро в день (2 человека, маленькая палатка, машина, электроэнергия, вода). Место того стоит, но конечно из кемпингов это один из самых дорогих. Магазина с продуктами на территории нет, только ресторан. Как обычно, готовили на горелке и электро чайник с кипятком тоже пригодился.


Отдохнув таким образом несколько дней и отойдя от итальянского града мы решили переехать в другой хорватский кемпинг, Koversada. Путь лежал по трассе  через парк Ucka. Это горный массив с красивой обзорной дорогой. Дорога бесплатная и мало загруженная, но весьма крутая. Скорость очень низкая, разница во времени между горной дорогой и платной дорогой - более полутора часов на 60-80 километрах. 

По пути заехали в супермаркет. В Хорватии очень много всего из свинины. Сосиски - Хреновки, смалец - Свинска масть, шкварки - Чварки. Цены в целом в стране очень высокие, близко Италия и Словения. Топливо чуть дешевле, но не сильно. 

На остров Коверсада нельзя заехать своей машиной, можно лишь на автомобиле службы кемпинга. Парень в кемпинге показал нам разные укромные места на островке. Мы остановились среди деревьев в зоне доступа прибоя. Место очень укромное, далеко от других туристов. К вечеру поднялся ветер.
Побережье на островке плохое, сплошные камни и рифы. Сойти в воду можно либо по лесенкам, либо со стороны материка на небольшом пляжике. В кемпинге много детей и молодых родителей, но также много и людей старшего возраста. Честно говоря, что там делать с детьми не совсем понятно, на островке нет ничего кроме рыбного ресторана, бара и соснового леса. На островке нет привычных питчей под палатку, можно становиться там, где нравится и занимать любую площадь. 

На островке очень наглые чайки. Разрывают пакеты, пытаются украсть любую еду и блестящие вещи. 

Мы поставили палатку на западной части острова, поели и обошли остров по кругу. 

Ветер все крепчал, мне пришлось максимально укрепить палатку камнями и тросами. Передняя дуга не выдержала и сломалась, а чуть позже сломалась и одна из
поперечных дуг. Палатка стала треугольной.

Мы с дороги устали и рано легли спать. 
И правильно сделали. Ведь в середине ночи поднялся совсем уж кошмарный ветер и налетел ливень. Пришлось вылазить, проверять укрепленность палатки, снять тент и убрать всю уличную мебель. 

Было страшно. Молнии били где-то в море недалеко, ливень прошивал двойную палатку и дополнительный тент почти на сквозь. стенки палатки пришлось придерживать изнутри, чтоб нас не перевернуло. К рассвету мы были уставшие и все в палатке было опять мокрое. Часов в 6 утра, когда дождь утих и появилось солнышко, мы пошли на другую, восточную, часть острова. Там было так тихо... Как будто вообще не было стихии. Мы собрали все вещи и переехали на восточную часть. Там была своя напасть - чайки. Чайки пытаются украсть все. Любые пакеты разрывают, грызут тапки, блестящие вещи. Крысы с крыльями.

Море штормило всю ночь и весь день. Никогда не видел столько пены на море. Пена стояла во всех выемках камней.
Как видно по фото, берег плохой, скалистый и острый. Для купания есть небольшой пляж и несколько лесенок, ведущих к воде. Вода чистая, но холоднее чем в закрытой акватории КРКа. 
Конечно фото островков вокруг получаются бомбезные:



К сожалению, такой отдых быстро утомляет нас. К тому же у нас сломался один из стульев
(так и бросили в этом кемпинге) и палатка была уже на грани полного дестроя. Море "низкого качества" из-за плохого берега, а на природу за двое суток насмотрелись достаточно. Чайки задолбали. В итоге было принято решение сходить с маршрута. И вместо запланированного пути Врасар - Босния - Белград - Румыния - Украина (Черновцы) на 4 дня мы решили возвращаться маршрутом Врсар - Загреб - Венгрия - Ужгород на 1000 км ближе.

Хорватия - Загреб

Так как решение ехать в Загреб было спонтанным, дорогу выбирать не приходилось и мы поехали по платной трассе. Она конечно кардинально отличается от бесплатных хорватских дорог. Скорость передвижения выше, подъемов/спусков в разы меньше, много тоннелей. По цене, думаю, использование этих дорог себя окупает. Хотя красоты хорватских гор и глубинок оставляют более сильные воспоминания. Мы ехали до Загреба примерно 3 часа всего. Бесплатные дороги в этой части страны занимают на 2 часа дольше. Но так не везде, об этом ниже.

Загреб встретил плохой погодой. После солнечного пляжа +19 и мелкий дождь Загреба воспринимались как оскорбление. 
Мы остановились в небольшом отеле/гостевом доме в 30 минутах пешком до центра. Загреб - дорогой город в плане жилья. Он не большой и в сезон спрос опережает предложение. Отель стоил 35 евро, что для окраины, я считаю, дорого. Правда отель хороший, чистый, с кухней и прочими удобствами. 
Мы еще утром жарились на солнышке на пляже и купались в море, а в обед уже поселились и пошли бродить по серому городу. 

Город в целом хороший, зажиточный, довольно чистый. Очень много молодежи, университеты, хорошая инфраструктура. Следов недавней войны не осталось. Загреб - город "за гребнем скал" и, Видимо, тучи и дожди тут частое явление. Центр города, как и центр любого города из австро-венгерской империи Габсбургов похож один на другой. Если вы были во Львове, то Прага, Будапешт, Вена или Черновцы будут примерно такими же. Вот и Загреб тоже построен в стандартном на то время архитектурном стиле. Старый центр большой. Что поразило - это огромная сеть подземных коридоров и тоннелей для пешеходов. В подземельях играет музыка, они сухие и чистые. Много камер и совсем нет бомжей. В центре города много туристов, особенно китайцев/японцев. А вот в одну из достопримечательностей - баншю на старой ратуше - нас не пустили, т.к. у нас не было кун. А за евро музей не работал и карточку принимать отказался. Увы. 

Погуляв пару часов по центру мы проголодались и решили поесть хоть что-то из местных кухонь. Как вы помните, в Будапеште мы не смогли поесть традиционной венгерской кухни, а в хорватских кемпингах питались в основном тем, что сами готовили, и местными были в основном сосиски :) 
Отзывы в интернете были написаны странными людьми, видимо, о хороших местах не пишут отзывов, чтоб не выдавать и не портить их. Пару мест в которые мы зашли имели высшие баллы на ТрипАдвизор и других ресурсах, но оказались полным отстоем. Еще и с кучей китайцев. Поэтому присмотревшись, куда заходят местные, мы пошли в небольшую пиццерию Пицца 6. Что в ней хорошего? Работают два человека + доставщик, готовят пиццу у вас на глазах. Столиков не много и люди друг другу не мешают. А еще там есть обалденные настойки. Там мы познакомились с Пелинковацем. Этот напиток стал настоящим открытием Хорватии. Говорят, Пелинковац делают только в Загребе два небольших завода. Не знаю на сколько правда, но действительно в других городах его не видели и в Загребе было всего две марки.

Главная гордость загребцев - церковь Святого Марка
Настоящая жемчужина - это Загребский собор, 108 метров высотой и 1000-летней истории. Действительно красивый, даже в дождь. 

Через Дунай переброшено несколько мостов и таких пробок, как в Киеве мы не видели. Много пешеходов и людей на велосипедах. 

Забавно, что святого Георгия Победоносца "своим" считают несколько городов. Загреб один из них. Только в Загребе это не крутой мужик в бою и копьем поражающий змею как в Питере, и не грозный перс-завоеватель, как в Каппадокии (на реальной родине его), а уставший после боя рыцарь на таком же уставшем коне. Кстати, почему хвост у коня завязан узлом??

Загреб - город в архитектуре которого уживаются три периода: древний, тысячелетний период старого города, почти столетний период советского прошлого со своими дворцами начала периода и панельками из девяностых и  современный город стекла и модерна. На фото - Национальный театр на площади Тито. 

Возвращались домой поздней ночью. В целом Загреб спокойный ночью город, это не Будапешт с его преступностью. Но нас напугал один момент - проходили мимо двух закрытых микроавтобусов с безумным лаем изнутри десятков собак. Что это было - не знаю. Но неприятно. Видимо, часть тренировки собак.

Венгрия - Балатон


После дождливого Загреба еще сильнее захотелось домой. Мы решили по платному хайвею проскочить остаток Хорватии, всю Венгрию и ночевать уже в Ужгороде. И вот тут нас ожидало разочарование - после 10 км от Загреба и почти до границы Венгрии хайвей или стоял или двигался со скоростью 50-70 км/ч. Путь, который должен был занять час, занял почти три. И стоил 15 евро. По проселочным дорогам, думаю, можно доехать быстрее и бесплатно. Причина - боольшое количество автомобилей и несовершенная система оплаты дороги, собирающая конкретные очереди. 

Венгрия


Хорватско-венгерская граница это уже не сквозные переезды по Евросоюзу. Там пришлось провести с час ожидая свой паспорт вместе с десятком таких же украинцев. Граждане Евросоюза ездят без всяких отметок в паспорте. Безвиз это хорошо, но еще не все. 
Чтоб совсем не заскучать на хайвеях, мы решили на этот раз обогнуть озеро Балатон с его северо-западной стороны и посмотреть на хваленый курорты Венгрии. И на две крупные крепости. Замки произвели приятное впечатление, туристов не много, замки в хорошем состоянии, хоть и маленькие. 




Балатон же, как и с южной стороны, это мелкое мутное болото. Ума не приложу, зачем туда ехать отдыхать, если в нескольких часах езды прекрасное море. А цены Балатона не сильно отличаются от Хорватских. Пляжи платные.  
Топливо в Венгрии по цене уже приближается к украинскому. А возле одной из заправок у северной части Балатона мы увидели завод Haribo - вот где делают клевых желейных медведей :)
В магазинах начали попадаться украинские товары, на дорогах - желто-голубые номера.
К границе приехали уже под вечер, около 8 часов. И тут конечно прочувствовали всю радость от нашего народа. Пробка на границе в Чопе растянулась на сотни автомобилей. Почему? Потому что с украинской стороны люди на транзитных номерах выезжали и заезжали в страну. Само прохождение границы и таможенного контроля быстрое и приятное, персонал на этой границе адекватный. Но простояли в очереди мы 4 часа. Проехали украинскую таможню четко в 0.00 - и все заправки до Ужгорода ушли на пересменку... Вот такое приключение. 

Ужгород

Много писать не буду. Мы любим этот город зимой, но летом там делать нечего - не сезон. Набережная красивая, но заведения в основном закрыты. Людей очень мало. Зато дешево. Мы жилы в kingsize номере за 450 грн (15 евро), еда тоже не дорогая. Сервис отеля конечно оставляет желать лучшего - нас заставили после целого дня в дороге ночью (напомню, мы приехали около 00.40) расплатиться за все дни вперед. Еще и потеряли нашу предоплату на карту. Утром пришлось выяснять отношения. 
Что не говори, что самый вкусный кофе и прекрасные десерты именно в Ужгороде. Почему так - потому что вместо "пошли на пиво" они говорят "пішли на каву". 
Отъедались мы пару дней и поехали домой. 


6. Бюджет (на двух человек на 20 дней)

Проживание  - 640 евро
Питание - 250 евро
Развлечения, локальный транспорт - 250 евро
Транспорт (дороги и топливо) - 290 евро
Подготовка машины, визы, виньетки, продукты - около 300 евро.
Итого: 1780 евро Или около 45 евро в день на человека.

7. Документы

Т.к. планировали выезжать еще до безвиза - получали итальянские визы. Как показала практика - не нужно было :)
Страховки на автомобиль и на путешественников.
Никаких дополнительных документов на надо.


По всем вопросам обращайтесь в личку или комментарии. Все контакты отелей и компаний сохранены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий