Постоянные читатели

четверг, 8 февраля 2018 г.

Вокруг черного моря на автомобиле

Идея

Эта история о путешествии на автомобиле вокруг Черного моря. Правда, кольцо сделать не удалось, но были посещены 5 стран и 4 моря с палаткой. Идею вынашивали долго, после путешествия в Стамбул. В Турцию с палаткой! В Болгарию и Румынию с палаткой! :)  Первая серьезная поездка, около 10 000 км! Это было очень трепетно и эмоционально. Мне хотелось объехать вокруг Черного моря. Планировался маршрут Харьков - Ростов - Грозный - Грузия - Турция - Болгария - Румыния - Молдова - Украина. Но в последний момент, за неделю до выезда Терек вышел из берегов и единственная доступная дорога Россия - Грузия была перекрыта. Верхний Ларс открылся спустя 2 недели. Но, видимо, это и к лучшему - провести 2-3 дня в России - не то удовольствие.
Поэтому маршрут изменился: Харьков - Киев - ПМР - Молдова - Болгария - Румыния - Турция и обратно тем же маршрутом.
6 стран, 4 моря (Черное, Мраморное, Эгейское, Средиземное и озеро Сальда).
Ниже пройдемся по маршруту и описанию путешествия:

1. ПМР:

Ехали по трассе Харьков-Киев-Одесса до Демидовки и оттуда по М13 на Платоново. Это была ошибка. Хуже дороги я не видел давно. Дорога когда-то состояла из плит, сейчас состоит из дыр и бугров. От тряски в машине начал жутко выть подшипник натяжителя ремня ГРМ. эти 40 км мы ехали больше часа.
Сама граница тоже необычна. Во первых со стороны Украины это большой красивый комплекс, но на нем никого нет. Там люди почти не ездят. Пешеходов нет вовсе. Граница проходится очень быстро. Наименее загруженный пункт пропуска из всех, что мы встречали.
Граница ПМР похожа на въезд в прошлое. У работников форма образца СССР, герб тоже оттуда, флаги, машины - все оттуда. Заставили купить страховку (и спрашивали о ней при выезде). Страховка стоила около 10 долл. Машину проверяли поверхностно, единственное - пограничник долго интересовался палаткой (типа сам хочет такую).
Фотографировать на границе запретили. а больше смотреть там нечего. Вся страна шириной 5 км... И вторая граница. На границе ПМР-Молдова стоят российские войска. Со стороны ПМР довольно прошли быстро. Со стороны Молдовы никакой границы толком нет.

2. Молдова:

Молдова резко отличается от ПМР. Чуть лучше дорога, другая униформа и ... полное распиздяйство силовых структур. Единственное, что нам сказали при въезде - купить виньетку. Но при цене 3-4 доллара это больше отнимает времени чем денег.
Пока я разбирался с обменником и таможенником (который даже не вышел из будки чтоб посмотреть на автомобиль и груз), Оля попробовала зарегистрировать наш въезд в страну. Оказалось, что эта процедура не обязательна. Но мы все же настояли, т.к. стремно быть в другой стране без регистрации вообще. В итоге нам дали какие-то бумажки с фамилиями, которые на выезде никто и не спросил.
В дальнейшем наш путь лежал через всю Молдову, вокруг Кишинева на южную границу - Румынию (Галац). Дороги в стране неплохие, заправки похуже украинских, но в целом все нормально.
В стране никого. Такое впечатление что люди живут только в столице. Кишинев похож на Харьков как архитектурой, так и жителями. Смотреть откровенно нечего.
На фото видно, как я могу свободно есть на одном из самых оживленных шоссе в стране :) У меня за спиной начинается Румыния.

Выезд из Молдовы был интересным - пограничник явно не любил своих коллег-румын и давал нам советы по провозке разных грузов и общению с румынами. И не зря.

3. Румыния:

Румынская граница была так же пустовата. Машин мало, пешеходы идут отдельно - особо времени не теряешь. Если только тебя не подозревают в контрабанде. Границу пересекают именно такие - пустые автомобили с большими бензобаками, которые явно гоняют бензин из Молдовы. Разница в цене бензина где-то 40%.

Нашу машинку заставили полностью разгрузить (первый и единственный раз на сегодня), простучали все детали и элементы кузова, колеса, проверили все чемоданы).
Персонал действительно очень неприятный. Но спустя 30-40 минут проверки нас впустили на территорию почти-Шенгена.
 Уставшие от прохождения 6 таможен на трех границах, мы доехали до ближайшего города (Галац), в пригороде которого у нас был забронирован отель.
Стоит сказать пару слов об отеле. Это был прекрасный загородный дом, очень комфортный, но со своими приколами. Во-первых, в нем никто не говорил ни на каком языке кроме румынского и это было очень прикольно при расчете.  Во-вторых, заявленный бассейн во дворе был, но в нем не было воды :) такой вот румынский развод. И в третьих, за забором отеля со всех сторон начиналась такая жуткая деревня, что, если бы не хорошая асфальтовая дорога, то можно было бы подумать что мы где-то в Сумской области.
В отеле познакомились с ребятами из Канады, которые (как ни смешно звучит), приехали в Румынию в отпуск. Они ездили по замкам и потом поехали к морю. Мы до сих пор не поняли зачем отдыхать именно в Румынии (где довольно дорого, но нет ни сервиса, ни значительных крепостей и побережье совсем "не очень"), но, возможно, из Канады это кажется не плохим вариантом.
Еще возникла проблема поменять деньги. В по дороге банке английского не понимали, пришлось объяснять на пальцах и показывать жестами чего хочу.
Тем не менее, отдохнули мы отлично. Уезжать рано утром не очень хотелось, но ждала Болгария и Море.
Пару слов о дорогах.
1. Дороги без ям, но построены странно - очень много поворотов под 90 градусов, дороги узкие и без обочин. Если перед тобой телега или фура, можно за ней тащиться очень долго.
2. Дороги не загружены, кроме скоростного шоссе Бухарест - Констанца и мостов. Скоростные шоссе и мосты платные, в дополнение к виньетке. Мосты через Дунай однозначно лучше чем паромы.
3. Говорят, есть очень красивые обзорные дороги через горы. Мы ехали по побережью и их не видели. Эти дороги входят в план следующих путешествий.

Виньетку покупали онлайн. Это удобно. Не нужно даже распечатку иметь и кому-то предъявлять. Полиции или камер на дорогах не видели. Скоростные ограничения разумны.

4. Болгария:

Граница Румыния-Болгария не однородна и на разных КПП разная. Мы были как на практически пустой границе по пути в Болгарию (ближе к горам, НеграВода-Евково), так и на очень загруженных пунктах ближе к морю, но об этом позже. Проверки никто не устраивает, ставят печати и пропускают. Вся граница заняла 20 минут.
Выехав в 9 утра из Галаца, в обед были уже в Варне.
Варна - маленький городок с ужасно узкими улицами и жутким движением автомобилей. Красивый относительно чистый большой песочный пляж под парком выходит на мелкое и грязное море.
Народу не то чтобы много, но достаточно. Очень часто слышна русская речь. Мы старались говорить по-украински или по-английски (это такой шифр чтоб не цеплялись лишние люди).
В самом городе надписи на русском языке о шубах и мехах. Все  как в сознании советского туриста о заграничном отдыхе хехе :)
Цены на алкоголь очень низкие, пиво дешевле чем в Украине. Цены на еду чуть выше, но все же это курортный город. В самом городке есть несколько неплохих зданий и музеев. Понравился музей под открытым небом римских раскопок. Главное, что за него не надо платить - видно все с улицы )
Мы жили в отеле Три дельфина ("Трите дельфина" по-болгарски). Как и почти все в Болгарии, отель постсоветский. Это означает, что сделали красивый фасад и первый этаж с баром и лаунж-зоной, а выше - старый профилакторий с коридорной системой.
Парковки свободной не было (хотя в брони мы отмечали это) и нам пришлось указывать на это персоналу отеля, которые растянули свои рекламные велосипеды чтоб мы стали.
В отеле встретили презабавную пару, до сих пор жалею что не познакомились: симпатичную белую девушку и черного-причерного парня, говорящего на чистом украинском языке.
Касательно денег. Чтоб не возится с банками и не менять деньги, сняли немного из банкомата. Но таки комиссия. В дальнейшем старались платить картой.
Угостившись местным пивом, сходили на пляж, поняли, что в этой части Болгарии делать нечего, и утром поехали дальше.

До Бургаса ехали по побережью, в основном местные отдыхают именно в Бургасе. Пробка туда (нам на встречу) была многокилометровая. Повезло. Под Бургасом на дороге много продажной любви (больше нигде такого не видели, поэтому отмечаю).
Попадаются городки с забавными названиями (как на фото справа). Вообще болгарский язык интересный.

Болгары постарше знают русский. Молодые - английский. Языкового барьера нет. Вообще не чувствуешь себя за границей.

Еще о проезде. В Болгарии дурацкие виньетки - во-первых, довольно дорогие (8 евро на неделю), во-вторых, их надо клеить на видное место на лобовом стекле и она блестит на солнце. Все машины встречные неприятно бликуют.

Из Варны решили выехать пораньше, т.к. пробки в городе ужасны, нам предстояло проехать
450 км и пройти границу. А уже очень хотелось к нормальному морю.
Встали в 7 утра (15.07.2016) от звонков и сообщений от родственников и друзей "не едьте в Турцию, там революция". Служащий отеля подтвердил то же самое. На ТВ показывали новости и мост полный военных. Но наша транзитная виза истекала сегодня и надо было ехать в безвизовую страну. А это или Турция или страны экс-Югославии, куда не очень-то тянет.

5. Турция:

Дорога до турецкой границы в Болгарии откровенно "не очень". Узкая, горная, много машин. Тянулись долго. Мы не знали, пустят ли нас, т. к. прошел слух что границы перекрыты.

Зато как только пересекаешь границу дорога кардинально меняется - скоростная четырехполоска без единой ямки, почти пустая.
На самом КПП турки в машину не заглядывали. Показали где дьютифри и очень удивились, что мы ничего не купили.

Мы конечно же спросили про их переворот, на что нам сонный турок сказал: "Какой переворот? У нас все хорошо. То в Стамбуле и Анкаре немного пошумели, а в Турции вообще хорошо, не парьтесь".
И таки там все хорошо. В ближайшем городке нас ждал вкусный хлеб и незатейливая замечательная пища. Конечно же политика дальше столиц не идет, и это радует.

Гугл проложил маршрут короткой дорогой - по нашему, такие себе проселочные дороги. Но даже на этих проселках ям нет вовсе. Средняя скорость возросла и через каких-то 3-4 часа мы уже были в кемпинге Saros Camping.  http://www.saroscamping.com/en/  (это не реклама, просто нам правда понравилось - это наше "Спасибо" хозяину. Правда, зашел сейчас на сайт и расстроился - они подняли цены почти в 3 раза. В цену входит вода (душ, кухня), место.
Кемпинг замечателен пейзажами и морем. Очень чистое и очень соленое спокойное море, не глубокое, но с плавучими пластиковыми островками для ныряния. Очень уютное и тихое место. А еще там сумасшедшие закаты солнца в море. Второе море за поездку - Эгейское.

В кемпинге доели отличные болгарские сосиски и накупались. Хотели остаться подольше, но очень хотелось в Трою, а путешественники-немцы на оранжевом грузовике порекомедовали город Бергама (Пергам) как место Must-to-be.
Маршрут удобный, и, в  принципе, не длинный, всего 300 км. Но впереди были Дарданеллы. Решили пересекать в самом узком месте. На то две причины - во-первых, время (паром все же идет не быстро), во-вторых, деньги - паромы весьма дороги, дешевле объехать колесами.
Паром в самом узком месте идет около 30 минут. Плюс погрузка-выгрузка, еще около получаса. Паром стоит около 20 лир с легковушки. Это красивое и удобное средство перемещения. В паром входит около 50 автомобилей. Паром прибывает в городок Чанаккале. Он небольшой, но возле порта узкие улицы и минут 10 пришлось выбираться из центра города.

Мы ехали в Трою. В тот момент мы еще не поняли, что в Турции (Малой Азии), где не копни - везде или Троя или другое древнее царство.
Забегая вперед, скажу что Троя оказалась разочарованием, за которое мы даже не стали платить. Пустой базар перед шлагбаумом, несколько десятков бедных торговцев без покупателей да остатки фундаментов - вот и все что там есть. Туда даже не возят "руссотуристо".
И мы поехали ночевать в Бергаму, где забронили отель утром.
По пути из Трои в Бергам мы проехали излюбленный курорт турок -  городок Акчай, где остановились осмотреться. Полное впечатление, будто мы в Алуште. Правда, говорят, что там самый чистый и лечебный воздух. Не знаю, не нашли видимо :) Надеюсь, никто из читателей этого блога не поедет туда отдыхать :) Хотя горы напротив прекрасны.

Много купальщиц в ниндзя-костюмах.
Много турок-рыбаков.
Много мишуры классического города-курорта.
Много китайских сувениров.
Много шума, запахов еды, людей.

Мало настоящего.
Бергама (Пергам) воистину прекрасен. Наверное, это самое сильное место из всех наших крепостей/музеев не только в Турции но и в целом в памяти. Там чувствуется налет тысячелетий. Там была вторая по величине библиотека в мире в то время, когда мир еще не знал христианства. Этот город, на равне с Эфесом и Измиром - один из семи городов-цервкей апокалипсиса (в Пергаме расположена "церковь, находящаяся там, где престол Сатаны (Отк. 2:12)")

Римские дороги, эллинские строения, отели в домах, которым по 500-800 лет. Колоннада (остатки храма) высотой в 30 метров. Амфитеатр на 10 000 зрителей! Замечательный музей.

Очень круто, что в музее кроме нас и двух охранников не было никого. Цена входа - 30 лир.
Ходите в музеи по утрам!

В Измир мы заезжать не планировали. Но так уж случилось, что автомобиль на въезде в Измир стал как вкопанный. Дорога по которой мы ехали - автомагистраль на 8 полос. Мы сразу же собрали пробку на полкилометра.

Люди, которые стояли сзади нас оказались очень чуткими - перекрыли движение, помогли оттолкать автомобиль на ближайшее СТО, а потом прозвонили эвакуатор и договорились о помощи.
Забавно, что на весь Измир оказалась одна авторизированная мастерская для Gilly, Chery Lada и ZAZ в одном лице, которую держал болгарин.
По букингу пробили самый недорогой отель - VATAN (Родина). Договорились о 3 ночах, но в итоге прожили там почти 5. Проблема была в запчастях. Их нашли в другой части страны (в городе Бат) и пока они ехали сюда, нас никто не чинил. Как только запчасти прибыли, двигатель сделали (правда, по замечательной турецкой традиции, если пообещали сделать утром, то в лучшем случае делают после обеда)...
На самом деле нам очень повезло. Поломка произошла в крупном городе, к тому же туристическом центре, где были и мастерские, и пляж, и достопримечательности. Детали были. Цена была не заоблачная. Все сложилось.
Пока наша машинка болела, мы провели несколько чудесных экскурсий по городу (включая древнюю крепость Кадифекале, которой почти 2600 лет!). И несколько "вылазок" за город - на прекрасные пляжи городка Ахметбейли и в город Эфес, возле которого расположено одно из оставшихся 7 чудес света.
Об этом по порядку.
Погуляв день по Измиру  (а он того стоит!) нам захотелось на пляж. Как и многие турецкие города, стоящие на море, Измир не имеет зоны для купания. У них не приняты пляжи в обычных городах. Поэтому мы поехали на поезде (что-то вроде нашего метро, но наземное и дальнего следования) в курортную зону.
Курортная зона - это сплошная застройка красивыми летними домиками, отелями, дачами и красивый бесплатный пляж.
Пляжи довольно чистые, людей не много. У них не модно ездить на море. Рядом недорогой общепит, вода. Одна проблема - нет раздевалок. Вообще. Не знаю как турки выходят из положения.
Турки - dirty people. Так говорят сами о себе. Проблема в том, что для них нормально бросить мусор прямо себе под ноги. При этом есть МНОГО служб и служащих, которые постоянно убирают. Но постоянно грязно... Особенность культуры :) Кинуть бумажку от мороженного просто на остановке, хотя вокруг есть мусорки - в порядке вещей. С другой стороны - не принято бухать. Даже пиво на улицах никто не пьет. Поэтому нет пьяных и нет драк. Очень безопасно. Люди в общественном транспорте возят телефоны в задних карманах.
Общественный транспорт развит прекрасно. В крупных городах - ожидать транспорта не приходится, добираться очень легко (хоть и дорого). Между мелкими городками ходит "маршрутка" - "долмуш". С ней ситуация интересная. Ценники в ней написаны в зависимости от расстояния (от города до города, например 2-4-6-9) а вот валюта перечислена через запятую. Т.е. не зависимо от того, чем ты платишь, количество денег одно (например, 2 евро, доллара или лиры), при этом курс долл/лира 1 к 3.

Эфес. Очень интересный музейный комплекс под открытым небом. Огромный. Много сохранившихся строений, амфитеатры, площади, здания. Даже общественный туалет и публичный дом. Но есть два огромных минуса: ОЧЕНЬ много туристов даже утром (половина из них - "руссотуристо") и очень белый мрамор (я поехал без очков и очень пожалел - глаза слепит на солнце неимоверно). Тем не менее, всем любителям античной греческой/римской старины рекомендую посетить.

Вход около 40 лир. По времени там можно провести от 2 до 5 часов. Внутри есть даже кафе. Туалеты бесплатны. Желательно брать с собой много воды.
По сравнению с Пергамом сохранился (или восстановлен) лучше. Но ощущения там слабее.
Как вы думаете, что это на фото?
Ответ банален - это одно из 7 чудес света.
А именно - Храм Артемиды Эфесской. Строил его Алексанрд Македонский (точнее, его деньги). А потом кто-то его спалил. А т.к. строилось все на болоте, то и сейчас там болото. И живут милые маленькие черепашки. Колонна тоже не достояла до наших дней - ее сложили в прошлом веке из обломков... Говорят, все что реально осталось - это фундамент под болотом. На эту тему Статья в Википедии. Побродив по местности, мы узнали что это еще и центр христианства. То тут то там разбросаны памятные места. Тут - пещера, где якобы умерла богоматерь, там - пещера 13 мальчиков, далее - храм, где проповедовали апостолы (это факт, а не легенда). На фото ниже - резиденция святого Иоанна (John), который провел свои последние дни именно в этом районе.
Получили машину мы вечером и решили выезжать немедленно - Измир надоел.
И тут столкнулись с проблемой - 18.30, час пик, пятимиллионный город. Да, магистрали и центральные улицы города там 4-6-полосные, но пробки!!! Мы выбирались из центра города около часа. Затем выехали на скоростную трассу... и снова попали в пробку. Из-за огромного количества машин, выезжающих в пригород, скоростная 8-полосная трасса двигалась со скоростью 30-40 км/ч. Мы ехали в сторону города Мула с тем, чтобы проехать в финальную точку нашего путешествия - кемпинг SunDance под Кемером. Но мы уже понимали, что до темна доехать до кемпинга нереально, тем более что после попытки переворота на дорогах было полно полиции. Поэтому мы по карте нашли более-менее большую посадку подальше от населенных пунктов (что в Турции редкость) и решили заночевать в палатке просто в лесу.  По-пути нашелся Gülpınar State Forest. Уже по темноте мы поставили палатку на первой попавшейся полянке и заснули.
Утром мы проснулись от того, что какая-то небольшая животинка царапалась в палатку. Было немного стремно, но выйдя из палатки я не нашел никого. Видимо, была кошка, которая успела убежать. Зато я увидел, что вокруг чьи-то сады и, похоже, останавливаться там было не очень законно.
Утром пораньше мы попили кофе и поехали дальше. Костер решили не разводить, а горелка очень пригодилась.
Следующая остановка - Средиземное море.
Конечно, мы выбрали не самый простой маршрут. Дорога через Анталью платная, и мы свернули на небольшую проселочную дорогу, ведущую через города Elmali-Finike.

Перевал на уровне 1850 метров.
Очень красивая природа вокруг - леса, горы.
Дальше (выше) пошли скалы. Дорога была узкая, но отличная, без выбоин. По обочинам - колонки с водой. Интернет - минимум 4G. А вокруг - никого. Ни деревень, ни автомобилей. За всю дорогу мы встретили не более трех машин. И только чабаны с овцами и козами вокруг.

Перевалив горы мы поняли что уже море рядом. В воздухе витало отпускное настроение. Запах моря, блеск воды кружил голову.
Еще дома я нашел этот кемпинг - по отзывам самый свободный и интересный кемпинг Турции. SunDance оказался не совсем таким, как в интернете. Да, побережье красивое, но во-первых очень много людей, а во-вторых цена, которая на порядок выше чем все остальные кемпинги вокруг. И мы поехали в соседнюю деревню  - Чиралы. Там мы нашли прекрасный кемпинг Elif. Думали остаться на пару ночей, но там было так круто, что прожили почти неделю. Лучшее побережье в моем опыте.
Вода очень теплая, даже ночью было жарко. многие спали без палаток и спальников, просто на лавочках. Вкусные коктейли, очень приветливый персонал который каждое утро был too high ;)
Байдарка, на которой катались только мы.
Рядом - гора Химера и прекрасный город Олимпос.
Людей на пляже не много, т. к. там нет "крутых" отелей. Нет "руссотуристо". Люди в основном молодые, знают английский, можно интересно общаться.

Все-таки Анталия, Кемер и вся эта область - прекрасный курорт. Море очень соленое и очень чистое. Мы заплывали на байдарке на глубину 15-20 метров - и все равно было идеально видно дно.
Много маршрутов для пешего туризма, рядом проходит Ликийская тропа.
Гора Химера стоит отдельного упоминания и отдельного посещения. Ночью очень красиво.
Реально такое ощущение, что горят камни.
Турки приходят с маршмеллоу и жарят их на этом огне.
Такая себе бесплатная газовая горелка.
Вход со стороны Чиралы платный, но не дорого, около 2 долл.
С другой стороны, можно прийти бесплатно с другой стороны горного кряжа. Есть тропинка.
Кемпинги, хоть и молодежные, очень спокойные. После 10 вечера - отбой аж до 10 утра :) Атмосфера расслабляющая, сонная и умиротворяющая. Хочется в этом месте провести остаток дней.

Обратный путь

Обратно очень не хотелось ехать. Но приближалось время работы и было еще несколько мест, которые планировали посетить.Ближайшие - горное озеро Салда и Памуккале.
Озеро Салда - это вулканическая впадина. Озеро очень чистое и очень глубокое (до 200 метров). Вокруг нет никакой инфраструктуры. Побережье из каких-то белых отложений. Наверное, кальций. Дно тоже из белой глины. Вода немного белесая, но говорят, что ее даже пить можно. Заехав на Салду и искупавшись мы двинулись в сторону города Денизли к Памуккале. Это место стоит посетить и пожить там несколько дней. Красивый городок с симпатичными недорогими отелями. В каждом отеле есть бассейн. В бассейн стекает вода с горы. Все вокруг в меловых белых отложениях.

Когда-то римляне (а может и до них) открыли курорт Иераполис на Памуккале. Туда приезжали лечиться (и умирать) богатые граждане со всего царства. А чтоб было красивее, предприимчивые отельеры  с помощью источника окрасили гору в белый цвет. После эту эстафету подхватили турки, и через систему хитроумных желобов, стоков и преград подкрашивают белой водой гору и травертины до сих пор. Ниже - менее приглядное фото, но зато на нем видно как красят гору частями.
Что понравилось - это древний город на вершине. И очень смешные "руссотуристо", которых привозят автобусами покиснуть в горячей воде. Обязательно нужно идти, но только к самому открытию, т. к. в 11-12 часов уже больше туристов, чем травертин.
Нагулявшись по горе, ближе к 11 мы решили уходить, т.к. стало неуютно от криков "а чЁ эт мне сюда нельзя?". В отеле нас ждал наш личный "бассейн клеопатры". Благо, плохой сезон для турок означал что весь бассейн наш. Отель очень понравился. Запомнились двое наших соотечественников, которые заехали на микроавтобусе поздно, часов в 9 вечера, сели в ресторане и стали пить, обсуждая какой-то бизнес. Утром от них осталась батарея бутылок, но ни мужиков, ни микроавтобуса с украинскими номерами уже не было. Недалеко расположен комплекс древних соборов/церквей, очень-очень старых.
Город Иераполис сыграл важную роль в распространении Христианства после того, как здесь погиб один из 12 апостолов - святой Филипп.

Следующая идея путешествия - Мраморное море. Это четвертое море (а если считать озеро Салда - то пятое) у нас на пути. И оно оказалось самым грустным зрелищем. Дорога туда хорошая, но платная. Причем на хайвее нам продали многоразовый пропуск за сумму более 25 долларов (хотя нам нужно было проехать один раз и с пропуска снялось всего 2-3 доллара). Так депозит и остался в нашей машине. Мы заехали на полуостров и поехали по курортным городам. Между курортными городками Erdek и Ocaklar мы посмотрели несколько кемпингов, но и кемпинги были печальны и море/побережье удручало. Песчаный берег черно-серого песка и грунта совсем не располагал к купанию. Проехав дальше по полуострову мы не нашли ничего интересно, но т.к. было поздно, остановились в кемпинге, который больше походил на парковку. Этот полуостров - пристанище для самых бедных турков, которые все же едут на море. Не рекомендовано к посещению. Купаться в грязном море мы не решились.
А еще там много бродячих собак и неадекватов, мусора... Плохое место для отдыха. А может просто хороших мы не нашли. Время было позднее и искать особо некогда. Тем более назавтра нам предстоял пробег весьма длинный.
Как видно по карте, мы ехали в Болгарию. Цель - хваленые Золотые пески с самым знаменитым нудистским пляжем на территории всего бывшего соцлагеря. Но ехать было далеко, тем более паром и границы, а Турция была столь радушна, что мы решили заночевать еще в одном городе - Эдирне. Этот город замечателен тем, что расположен на стыке трех стран - Турции, Греции и Болгарии. И там намешано разных кровей... Очень забавно. Архитектура турецкая классическая - базар, минареты, муэдзины. Но обстановка уже более европейская. Мы впервые жили в хостеле (правда, в отдельном номере), где, кроме нас было всего несколько постояльцев. Хостел молодежный и замечательный, очень понравился. Душевно. В Эдирне мы наконец-то купили дарбуку! На базаре был хороший выбор и нормальные цены, не "для туристов". Там же купили последнюю баклаву и айран... Лиры и время в Турции закончилось, до границы было около 20 км.

Лагуна кемпинг Золотые пески, Болгария.

Болгария нас встретила теткой 50+ дышащей через сигарету и за несколько левов включающая оросительную установку, "обеззараживающую" машину. Это смешно и грустно одновременно. Совок в Болгарии неистребим. Въезд со стороны Турции довольно простой, но т. к. это болгары - долгий. После границы мы забыли о хороших турецких дорогах, поскольку попали на дороги, не то чтобы разбитые, но узкие, медленные и далеко не новые. Горная дорога, которая в Крыму или Львовской области будет в сносном состоянии и широкая, а там - просто дорожка на одну легковушку, разминуться на ней - чудо. Повороты закрытые - приходилось постоянно сигналить предупреждая о себе (так принято). Скорость передвижения низкая. В кемпинге мы были аж в районе обеда (хотя расстояние небольшое, около 300 км).
Кемпинг Лагуна - отдельная песня. Это закос под нормальный европейский кемпинг (с
электричеством возле каждой палатки и ценой около 40 евро в сутки) но без интернета, нормальных туалетов, душевых и пляжа. В туалете висит табличка на болгарском, гласящая, что уборка и чистота туалета - дело рук отдыхающих. Питание в кемпинге - только рыбный ресторан, никаких магазинов не предусмотрено. Туалетную бумагу выдают только если сильно попросить, и то не целый рулон. Живут в кемпинге в основном голландцы и немцы в автокемперах.
Пляж тоже весьма грустный. Пляж у кемпинга - не "нудик", там по колено водорослей, которые пара недалеких работников скидывала граблями обратно в море. Эти водоросли через полчаса прибивало обратно.
"Нудик" - единственный пляж, где можно лечь, т.к. в остальных местах Золотых Песков загорать можно только стоя - они забиты как в фильмах СССР о Ялте.
На "нудике" средний возраст загорающих 55-60 лет. Там же впервые в жизни я увидел
растопырку для попы - одна очень шоколадная дама хотела быть полностью похожей на олимпийского мишку.
Единственное место, куда можно сходить в этом населенном пункте - пирс с маячком в конце. Эта достопримечательность бесплатна (т.к. смотреть там просто нечего), но один предприимчивый болгарский дед притащил табличку, написал на ней "1 лев" и брал за вход с европейцев неплохие деньги.
На побережье есть туроператоры, которые пытаются развлечь туристов. Самая "крутая" экскурсия из Золотых песков Болгарии - в соседнюю Румынию, в Констанцу "на ривьеру". Не знаю что там надо делать, но по-моему это верх глупости.
Вывод: ехать туда нельзя, разве что если хочется понастальгировать по СССР. Уж лучше ночевать в Варне - там и море чище и людей меньше. И какая-то цивилизация есть.
Хотя фото получаются красивые:

Наутро, покупавшись, нам предстояло путешествие из половины Болгарии, целой Румынии и половины Молдовы. Ночевать решили в Кишиневе.
Покидая Болгарию случилась неприятность - пропускной пункт Негру Вода, куда мы специально ехали, т.к. по отзывам он самый незагруженный, встретил нас очередью. Оказывается, у румын что-то сломалось и они не пропускают автомобили. Пришлось делать крюк в 30 км до следующего пункта пропуска (Вама Вече). Этот пункт выводил прямо на Констанцу, которую я хотел объехать из-за пробок. Но ничего не поделать. На границе был особый прикол - болгары закрыли свой пропускной пункт и отдали все печати румынам, которые ставили штампы в документах сразу за всех и за болгар и за себя. Границу прошли за полчаса, никаких таможен там не было.
После границы начинаются дикие пляжи и дачные городки Румынии. Море тоже жутко
грязное, но дикие пляжи с красивыми людьми, и там даже захотелось покупаться. Оля не полезла в мутную воду. Черное море, блин :)
На подъезде к Констанце пробка была почти на час. Зато после идет очень хорошая бесплатная автострада, там время наверстали быстро.
Где-то по пути к нам прибились украинцы (два здоровых мужика на маленькой QQ), которые заблудились. Вывели их на путь верный и уехали, их темп был гораздо ниже.
Граница Румыния - Молдова под Галацем оказалось ушла на ужин. Простояли часа 2 уже в сумерках. В Молдову въехали по темноте и почти без топлива. Все-таки разница в цене очень большая. Заправились, перевели дыхание и уже на нервах помчались в Кишинев. По пути - одни пустые деревни и редко-редко фары. В Кишинев въехали после 23 часов. Пока нашли отель, пока поселились, уже была глубокая ночь. А назавтра мы планировали "дать" 1000 км домой. Уже очень хотелось в Украину. Кишинев утром не понравился совсем. Грязный, серый, огромные пробки. Заехали в "Метро" (супермаркет) - оказалось что цены выше украинских. Купили
только пива на подарки. Зато в ПМР (да-да, еще ж две границы!) купили чудесные фрукты на все оставшиеся молдовские деньги. Там очень дешево. Хорошо, что я оформил страховку ПМР сразу на месяц и она еще действовала, всю "страну" мы проскочили за 10 минут плюс таможни по 5 минут. И вот родина. Опять жутко разбитые 40 км до одесской трассы - и все. До Киева и дальше - дорога хорошая. В Киев въехали по темну, около 10 вечера, очень красивый Хрещатик в это время. Следующая традиционная остановка при возвращении - кафе "У сестер". И глубокой ночью - дом.

Итого путешествие:

2. Даты и количество дней

Лето, 12.07-02.08. 22 дня.

3. Транспорт

Весь путь был преодолен на Chery Kimo с пробегом 90 000.
Дважды мы использовали паром (Дарданеллы взяты дважды).
А еще раз - тягач-эвакуатор :(
Итого пробег 5840 км. Средний пробег 265 км в день. С учетом двух длительных остановок в Измире и Текирова, средний пробег был около 500 км в день. Максимальный пробег - 950 км - последний участок из Кишинева домой.

4. Проживание

Отели и хостел
Палатка в кемпингах
Палатка в лесу

5. Что посмотреть

Тут перечислю самое запоминающееся:
- город Пергам и музей
- озеро Салда
- городок и отели возле Памуккале (как и сама гора рано утром, без туристов)
- побережье Анталии
- побережье Эгейского моря (странное, но душевное)

6. Бюджет (на двух человек на 22 дня)

Отели и кемпинги - 520 евро
Питание - 350 евро (много брали с собой)
Развлечения (музеи) - 200 евро
Ремонт авто - 700 долл
Визы и страховки - 150 долл
Подготовка авто (замена прав) - 300 долл
Итого: приблизительно 1600 долл путешествие, еще около 1000 - подготовка и ремонты.
Около 36 евро в день на человека.

С собой брали наличные доллары и евро на карте Правексбанка, карту гривневую Приватбанка и немного турецких лир. В итоге всего поняли, что самое выгодное и удобное - кредитка Привата (даже на курсе мы экономили), а самое неудобное - карта Правекса и наличка (которую надо менять во всех этих странах). Конечно, выезжая в еврозону удобнее брать евро. Но не в Болгарию/Румынию/Турцию. В Турции принимают карту везде. В Болгарии и Румынии в 80% мест.

7. Документы

Получены транзитные визы Болгарии (т.к. ездили до безвиза).

Вы пробовали пользоваться Airbnb? Зарегистрируйтесь по моей ссылке и получите скидку до €55 на первую поездку. https://abnb.me/e/Ecs1NbLJy4?suuid=241951c8-a189-4631-b91e-e3a0eeb3d72d&slevel=0

А по этой ссылке можно получить 50 грн за оформление новой карты Монобанк: https://monobank.ua/r/vYQ9

По всем вопросам обращайтесь в личку или комментарии. Все контакты отелей и кампаний сохранены.

1. Путешествие супер,тоже хотим. Спасибо за интересную информацию.Желаю вам авто побольше и покачественней.Черри одна из худших машин ((

1. Спасибо за отзыв! Если что, обращайтесь :) а на счёт Cherry - мы в ней прожили слишком долго, чтобы ругать...